Доцент РАНХиГС, экономист Сергей Хестанов:
У правительства есть довольно большой набор методов, с помощью которых можно компенсировать снижение нефтегазовых доходов. Можно задействовать ФНБ, можно увеличить госзаимствования, можно увеличить нормы продажи валютной выручки экспортёров и даже изменить тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли.
Какой из них использовать - зависит от текущих целей правительства. На практике обычно используется одновременно несколько методов. Однако какой бы метод ни был применён - есть надежное эмпирическое правило: если текущая рублевая цена российской нефти ниже, чем заложенная в бюджет цифра, весьма вероятно (хоть и не предопределено), что произойдёт ослабление рубля. До тех пор, пока эти цифры не сблизятся. А при каком курсе рубля это произойдёт - будет зависеть от того, какие методы балансировки бюджета будут реализованы.
Директор Центра региональной политики РАНХиГС, д.э.н., автор [TELEGRAM] Telegram-канала Klimanov.ru Klimanov.ru Владимир Климанов:
Доля нефтегазовых доходов в утвержденном федеральном законе о федеральном бюджете на 2025 год минимальна в новейшей истории и составляет всего 27%. Поэтому зависимость бюджета от экспортных пошлин при низкой цене на нефть и минимальных объёмах поставок сейчас значительно ниже, чем в прежние годы.
В то же время для импортёров сложившийся курс рубля наоборот крайне выгоден. В текущих условиях поддержка не нефтегазового сектора, реального производства, обрабатывающей промышленности более необходима, чем добывающие сектора. Поэтому не факт, что обвал рубля в ближайшей перспективе принесёт что-то существенно позитивное.
Главный редактор ИА [MOEX: ROSB] "РосБалт", доцент Финансового университета Николай Яременк Николай Яременко:
Действительно, падение нефтегазовых доходов и цен на нефть Urals ниже заложенных в бюджет создает серьёзное давление на исполнение федерального бюджета. Недополученные доходы нужно чем-то компенсировать.
Ослабление рубля – один из механизмов, который может помочь наполнить бюджет в рублёвом выражении, так как экспортные доходы, номинированные в валюте, при конвертации дадут больше рублей.
Однако утверждать, что девальвация до 100+ рублей за доллар – это единственный оставшийся вариант, преждевременно. Есть и другие инструменты. Во-первых, использование резервов. Фонд национального благосостояния (ФНБ) предназначен как раз для покрытия выпадающих нефтегазовых доходов. Во-вторых, сокращение расходов. Возможен пересмотр и урезание некоторых бюджетных трат (хотя это часто политически сложно). В-третьих, увеличение госдолга - власти могут активнее занимать на внутреннем рынке (размещать ОФЗ). Можно было бы сказать и о повышении налогов или, допустим, об улучшении собираемости в других секторах, но это явно негативно сказалось бы на экономике, и мера точно была бы непопулярной.
Ситуация для бюджета непростая, и давление в сторону ослабления рубля объективно существует. Девальвация – реальный и вероятный инструмент для балансировки бюджета, но не безальтернативный. Решение будет зависеть от приоритетов властей (стабильность курса vs исполнение бюджета), объёмов доступных резервов и оценки последствий каждого из вариантов. Говорить о неизбежности курса 100+ пока рано, хотя такой сценарий исключать нельзя.
(продолжение в следующем посте)
13