" />

Польский экономический рост в последние годы прозвали чудом ("польским чудом" - по аналогии с таким же ростом ранее в Восточной Азии, "японское, корейское или китайское чудо").
Но обратная сторона такого роста – это дефицит электромощностей. Энергетика более инерционная отрасль, чем другие растущие отрасли, быстро построить крупную электростанцию и всю инфраструктуру к ней (электросети, подстанции и т.п.) не удастся.
И потому в Польше мы сейчас видим опережающий рост цен на электричество.

По данным Евростата, цены на электроэнергию в Польше в первой половине 2025 года были на 20% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Более значительный рост зафиксирован только в Люксембурге (+31,3%) и Ирландии (+25,9%). Но две последние страны очень маленькие (население Люксембурга 680 тыс., Ирландии – 5,3 млн, а Польши – 38 млн), так что среди значимых, крупных стран с развитой промышленностью Польша сейчас занимает первое место по росту стоимости электричества.

Кроме того, сейчас Польша занимает второе место по стоимости электроэнергии в ЕС, учитывая стоимость жизни (по ППС).
В номинальном выражении домохозяйства в Польше платили 25,59 евро за 100 киловатт-часов (кВт⋅ч) в первой половине этого года, включая налоги и сборы. Это 13-й по величине показатель в ЕС и ниже показателя в 28,72 евро по блоку в целом.
Самые высокие цены были в Германии (38,35 евро), за ней следовали Бельгия (35,71 евро) и Дания (34,85 евро). Самые низкие цены были в Венгрии (10,40 евро), на Мальте (12,44 евро) и в Болгарии (13,00 евро).
Однако с учётом стандартов покупательной способности (ППС), учитывающих разницу в стоимости жизни, польские домохозяйства столкнулись со вторыми по величине ценами на электроэнергию в ЕС - 34,96 евро по ППС за 100 кВт·ч, уступая только Чехии (39,16 евро по ППС).
Самые низкие цены по ППС цены наблюдались на Мальте (13,68), в Венгрии (15,01) и Финляндии (18,70).

Одной из причин, по которой цены на электроэнергию в Польше остаются высокими, является то, что страна по-прежнему является самой зависимой от угля в Европе, что приводит к росту затрат по двум причинам: во-первых, добыча польского угля является одной из самых дорогих в мире; во-вторых, он приводит к большому количеству выбросов, которые облагаются сборами в соответствии с Системой торговли выбросами ЕС.
(себестоимость добычи угля в Польше стала одной из самых высоких в мире - 243 доллара за тонну. Для сравнения, в США этот показатель составляет 40 долларов за тонну)

В прошлом году на уголь пришлось почти 57% производства электроэнергии в Польше, что является самым высоким показателем в Европе. Однако его доля неуклонно снижается, поскольку производители электроэнергии переходят на источники с низким уровнем выбросов. В апреле этого года месячная доля угля в энергобалансе впервые за всю историю наблюдений упала ниже 50%.
(В 2024 году Польша выработала рекордные 29% электроэнергии из возобновляемых источников)

Третья причина – это дефицит электроэнергии, чья высокая стоимость несколько охлаждает рост промышленности – основного потребителя энергии. В сентябре 2025 года промышленное производство в Польше выросло на 7,4% по сравнению с сентябрём предыдущего года.
Ещё одним фактором высоких цен является то, что относительная доля налогов в ценах на электроэнергию в Польше занимает второе место в ЕС, чуть превышая 40%, уступая только Дании (47,7%). В целом по ЕС налоги и сборы составили 27,6% от общего объёма счетов за электроэнергию в первой половине 2025 года.
16